Содержание
1. Введение
2. Первые Романовы на Российском престоле
Михаил Фёдорович и Филарет Никитич
Алексей Михайлович Романов
3.Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче 1645-1653 годы
4.Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче 1654-1676 годы
5.Заключение
6.Список литературы
Введение
В этой работе я буду рассматривать эволюцию политической системы при царе Алексее Михайловиче Романове. Данный вопрос относится к становлению самодержавия на Руси и отстранению народа от управления государством, которое ранее выражалось в созыве земских соборов. Однако два продолжительных царствования – Михаила Федоровича (1613–1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.), позволили стабилизировать политическую ситуацию и вывести страну из кризиса. О правлении Михаила Фёдоровича я также упомяну, но основой темой станет правление Алексея Михайловича.
Идея самодержавной власти как власти полностью независимой от правителей других государств, стала активно развиваться в России после освобождения от власти Орды и в процессе централизации объединенных русских земель. Определение “самодержец” впервые включили в свой официальный титул последние Рюриковичи. Смутное время и практика избрания царей на Земских соборах поставили вопрос о легитимности их власти и самодержавности русской монархии. Михаил Федорович, родоначальник новой династии, титуловался самодержцем от случая к случаю, но так и не смог закрепить этой характеристики в своем титуле. Его претензии на статус самодержца мало чем превосходили аналогичные претензии Василия Шуйского, титуловавшегося самодержцем разве что в торжественных актах.
Особенность трактовки самодержавной власти во второй половине XVII в. во многом заключалась в том, что это понятие вбирало в себя, интегрировало все существенные черты и характеристики, которыми на протяжении долгих лет наделяли царскую власть. Самодержавная царская власть имела божественное происхождение, характеризовалась преемственностью от власти византийских императоров и римских цезарей, а также непременной наследственной передачей власти в роде российских скипетродержавцев. Романовы при этом рассматривались как законные наследники Рюриковичей.
Первые Романовы на Российском престоле.
Михаил Фёдорович и Филарет Никитич.
Семья Романовых всегда отличалась особым благочестием. В честь всевозможных событий возводились не только храмы, но и устанавливались новые церковные праздники.
Между членами семьи Романовых отношения всегда были исключительно почтительными и тёплыми. Так, став царём, Михаил Фёдорович (Родился 12 июля 1596 года. Был выбран на царство на Земском соборе 1613 года.) прежде всего позаботился о своём пленённом отце митрополите Филарете. Многократно посылал ему деньги, вещи и всяческие припасы через родственников находившегося в русском плену пана Струся.
22 июня 1619 года (через 8 дней после возвращения в Москву) Филарет был наречён патриархом. С 1622 года он официально стал соправителем сына получив титул Великого государя.
Царь Михаил позаботился не только о более высоком чине для отца, но и для матери. Она стала игуменьей Вознесенского монастыря в Кремле, где обычно постригались женщины из царского дома.
Возвращение Филарета было как нельзя более кстати. Дело в том, что, хотя родственники и оказывали Михаилу большую помощь в управлении страной, но очень часто злоупотребляли своей властью. Только Филарет, как старший в семье мог навести порядок. Многие лица из приближенных к царю поехали в ссылку.
24 июня 1619 года состоялся Земский собор. После собора правительство царя Михаила занялось реформами. Для упорядочения управления государством было создано несколько новых приказов и расширены функции уже существующих.
Одним из признаков укрепления царской власти стала государственная печать. от прежних она отличалась большим размером, надписью («Божиею милостию Великий Государь и Великий Князь Михаил Фёдорович всеа Руссия самодержцу и многих государств Господарь и благодетель») и изображением орла.
Хотя в приказной системе и в законодательстве во время правления Михаила было много запутанного и несовершенного, но, несомненно, они были шагом вперёд в развитии государственности после анархии Смутного времени. Бурно развивалось законодательство, что в итоге привело к созданию нового свода законов – соборного Уложения 1649 года, появившегося при сыне Михаила, царе Алексее Михайловиче, хотя основная его база создана ещё при Михаиле.
Алексей Михайлович Романов.
Родился 19 марта 1629 года. Отец Воспитывал сына целенаправленно, внушая ему высокое предназначение государя всея Руси. Приставленные к царевичу воспитатели - «дядьки», и прежде всего Б.И. Морозов, внушали ему, что он рождён для того, чтобы сменить отца на престоле. То же было и с патриархом и другими религиозными деятелями. Царевич был не только свидетелем, но и участником церемоний, приёма иностранных послов.
Поныне у историков нет ясного ответа на вопрос о вступлении Алексея Михайловича на царский престол после кончины его отца 12 июля 1645 года. Есть какие-то глухие намёки на проведение Земского собора, утвердившего молодого царя на троне Российского государства.
По достаточно единодушному мнению современников, Алексей Михайлович был не только по титулу, но и по существу самодержавным государем. Не говоря уже о том, что в письмах родным царь неизменно именует себя "великим государем" в первом лице множественного числа, Алексей Михайлович в письме Г.Г. Ромодановскому втолковывал: "...Бог.... благословил и предал нам, государю, правити и рассуждати люди своя на востоке, и на западе и на юге, и на севере в правду и мы божия дела и наши, государевы, на всех странах полагаем, смотря по человеку".
"А отец его (Алексея Михайловича.- Авт.)... царь Михайло Федорович, хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего" - это слова Котошихина. Алексей Михайлович в отличие от отца - самодержец "и государство свое правит по своей воли" . Посол герцога Тосканского Я. Рейтенфельс засвидетельствовал, посетив Москву: "Они все (бояре и другие знатные люди, включая высшее духовенство.- Авт.) полагают на мудрость царя и предоставляют ему полную власть выбирать и решать, как ему угодно, как единственному и высшему издателю законов". Имперский посол А. Мейерберг также отмечал, что царь Алексей в Боярской думе держал себя как полный хозяин.
Несмотря на превосходные качества этого государя, как человека, он был неспособен к управлению: всегда питал самые добрые чувствования к своему народу, всем желал счастья, везде хотел видеть порядок, благоустройство, но для этих целей не мог ничего вымыслить иного, как только положиться во всем на существующий механизм приказного управления. Сам считая себя самодержавным и ни от кого независимым, он был всегда под влиянием то тех, то других; но безукоризненно честных людей около него было мало, а просвещенных и дальновидных еще менее. И оттого царствование его представляет в истории печальный пример, когда, под властью вполне хорошей личности, строй государственных дел шел во всех отношениях как нельзя хуже.
Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче
1645-1653 годы.
Перед смертью царь Михаил поручил попечение над своим сыном Б.И. Морозову, который стал первым лицом в окружении нового государя.
В наследство от отца Алексей Михайлович получил немало неразрешённых проблем (земельный вопрос, налоги, торговля, последствия поражения в Смоленской войне 1632-1634 годов.).
По-видимому, на первых порах юный монарх не утруждал себя государственными делами, предпочитая развлечения и передоверив управление Б.И. Морозову и его родственникам. Во всяком случае, современники на это жаловались.
Всесильный царский фаворит Морозов при всём своём государственном уме и незаурядной образованности был жаден до золота. За короткое время он превратился в богатейшего землевладельца государства. На должности начальников приказов он поставил своих людей, которые обогащались не менее жадно. Особенно начальник Пушкарского П.Т. Траханиотов и глава управляющего столицей Земского приказа Л.С. Плещеев.
1 и 2 июня 1648 года на чиновников подавали челобитные. 2 июня – требовали выдать Л.С. Плещеева. После того, как требования не были удовлетворены, как и челобитные не были приняты, началось восстание. Были разгромлены дворы бояр, и в первую очередь двор Морозова. Начались пожары. В результате Плещеев и Траханиотов были выданы народу на расправу, а Морозов был отправлен под охраной в Кирилло-Белозёрский монастырь.
10 июня 1648 года дворяне с купечеством потребовали собрать Земский собор. Он был созван 16 июня 1648 года и на нём было принято решение о подготовке нового собора, на котором рассмотреть свод законов (Уложение). Для работы над проектом нового Уложения образовали комиссию под председательством князя Н.И. Одоевского.
Земский собор открылся в начале сентября 1648 года и продолжал работу до конца января 1649 года. Работа протекала в двух палатах. Боярская дума, Освящённый собор, патриарх и царь заседали в одной, верхней. В нижней заседали «земские люди» - депутаты от гордов и рядовые дворяне.
Во время разработки Уложения представители сословий подавали коллективные челобитные, важнейшие положения которых были учтены в соответствующих статьях кодекса.
Дворяне добились включения в Уложение долгожданных законодательных норм об отмене сроков сыска беглых крестьян, что обозначало установление крепостной зависимости. Посады получили удовлетворение своих требований об изъятии беломестных слобод и дворов в городах и передаче их в тягло. Детально было разработано законодательство о поместном и вотчинном землевладении, а также о судопроизводстве. Особое место отводилось охране жизни и достоинства царствующих лиц.
Уложение 1649 года почти на 2 века стало руководящим законодательным актом для России.
Уложение в первый раз узаконило права государевой власти, обратив в постановление то, что прежде существовало только по обычаю и по произволу. Таким образом, во второй и третьей главе "О государской чести и о государевом дворе" указаны разные случаи измены, заговоров против государя, а также и бесчинств, которые могли быть совершены на государевом дворе.
В первой статье главы второй Уложения говорится: «Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.» Это, а так же другие подобные статьи повлекли за собой узаконивание страшного государева «слова и дела». Доносивший на кого-нибудь в измене или в каком-нибудь злоумышлении объявлял, что за ним есть "государево дело и слово". Тогда начинался розыск "всякими сыски" и по обычаю употребляли при этом пытку. Но и тот, кто доносил, в случае упорства ответчика, также мог подвергнуться беде, если не докажет своего доноса: его постигало то наказание, какое постигло бы обвиняемого. Страх казни за неправый и неудачный донос подрывался другой угрозой: за недонесение3 о каком-нибудь злоумышлении против царя обещана была смертная казнь; даже жена и дети царского недруга подвергались смертной казни, если не доносили на него.
Суд в это время перешел почти исключительно в руки приказов. Значение губных старост с этих пор более падает, чем прежде; во всем берет верх приказный порядок, в городах становятся сильнее воеводы и дьяки, непосредственно зависящие от московских приказов. Это подтверждает усиление власти царского правительства и ослабления выборных местных органов и является этапом на пути к абсолютизму.
Однако, власть царя пока ещё не стала абсолютной. Собирались земские соборы в 1650, 1651 и 1653 годах.
В 1650 году причиной созыва соборов стало восстание в Пскове, начавшееся 28 февраля. Непосредственным толчком послужила спекуляция на псковском хлебном рынке, начатая закупками хлеба по указу правительства для передачи по договору Шведскому королевству. Для подавления восстания в Псков направлялись войска, но псковичи не сдавались, во второй половине марта власть полностью перешла к «всегородной избе», местному выборному органу власти, созданному во время восстания. До нас дошла челобитная от мая-апреля этого года. Это своего рода политическая декларация, в которой рисуются государственные порядки, за которые боролись горожане и в которой даётся оценка этим событиям. В ответной грамоте правительства приводится теория самодержавия, сочетающаяся с представлением о роли сословно-представительных учреждений, как опоры власти царя. В полемике царского правительства и псковских «выборных» мелькала идея земского собора, как органа сословной монархии. В итоге 04.07.1650 был созван земский собор. Потом он собирался 27.07.1650 и 08.10.1650. Хотя, это можно назвать и заседаниями одного земского собора. В итоге восставших удалось расколоть на две части и более послушные принесли от лица всех присягу государю. На последнем соборе (заседании) не было обсуждения, была лишь декларация, в которой объявлялось об «отдаче» вины псковичей.
Собор 1651 года был посвящён вопросу воссоединения Украины с Россией. Заседание собора было, по-видимому, одно и без духовенства, но в присутствии царя. Духовенство поставленные вопросы рассматривало отдельно и прислало письменный ответ. Это письмо и было зачитано прочим чинам на соборе 28.02.1651 г. В нём было указано, что среди поляков есть умаляющие достоинство русских королей, и что надо требовать их казни. Так же давалась краткая характеристика международным отношениям: Ян Казимир польский «ссылается» с крымским ханом; оба они «умышляют, чтоб им сопча Московское государство овевать и разорить» и пытаются использовать в этих целях шведов. Второй темой письма была готовность Богдана Хмельницкого перейти в подданство России. Ответов других групп, заседавших на соборе, нам неизвестно. Россия была ещё не готова к войне за Украину.
Темой земского собора 1653 года также стало воссоединение Украины с Россией. На этом соборе при указании причины возможной войны с польшей внимание акцентировалось на гнёте папской Польши в отношении Украинского православного народа. Заседаний было, судя по всему, несколько, последнее состоялось 01.10.1653 г. В акте указаны присутствовавшие группы населения, из чего можно сделать вывод, что собор был полным. «Приговор» бояр был такой: «против польского короля война есть», а Богдана Хмельницкого с войском Запорожским «з городами их и з землями принять». Это был последний земский собор.
Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче
1654-1676 годы.
Усиление царской власти произошло в условиях войны 1654-1667 гг. с Речью Посполитой. После Земского собора в октябре 1653 г. этот общегосударственный орган фактически прекратил свое существование. Царь управлялся с делами без него. Даже Боярская дума уже не имела прежнего значения. В 1654 г. по указу Алексея Михайловича создается "Приказ его великого государя тайных дел". Это необычное учреждение должно было служить целиком и полностью исполнению царской воли, но, в отличие от других органов центрального аппарата, новый приказ, действительно, был тайным: даже бояре и другие приближенные к царю люди не должны были знать о намерениях и действиях государя. Вполне естественно, что в этом учреждении состояли особо доверенные лица. Дьяки приказа имели право действовать "в государево имя". Никаких вольностей тем не менее Алексей Михайлович этим лицам не позволял. На исходе царствования служащие Приказа Тайных дел - подьячие - посылаются в качестве дьяков в другие приказы, что еще более отрешало Боярскую думу от повседневных государственных дел. А для царя это служило дополнительным рычагом воздействия на приказной аппарат. Штат приказа был совсем невелик, но его роль в государственной жизни приобрела существенное
страница 2
|